Rambler's Top100
   
Фотоистории  /  Русский рубеж
Автор: konst_d
12.12.2007

Константин Дьячков


Чукотка, 2007 год

Блеск в глазах и страсть к приключениям на Чукотке проходят быстро. Бескрайний простор и малолюдность пространства довольно скоро размывают никем не поддерживаемый и ничем не питаемый порыв, человек успокаивается, ожидание непознанного сменяется ровным отупением и равнодушной тоской.

Новичок ощущает здесь нехватку всего. Из-за скудной растительности кислорода процентов на двадцать меньше обычного; камень, мерзлота и суровый климат не дают земле плодоносить, а недостаток овощей и избыток белковой пищи принимает редкий европейский желудок. От китайской картошки и огурцов, выращенных на химикатах, люди болеют. От климатических скачков ветра и влаги вылезают хронические недуги.

Дорог почти нет, жители путешествуют морем, а оно чаще штормит, отчего суда подолгу стоят в ожидании тихой погоды. Можно и по воздуху, но сильный ветер и непрестанные туманы заставляют порой ожидать вылета по три недели. Прибавьте к этому по-провинциальному низкую зарплату и высокие цены. Все, как здесь часто говорят, из-за «сложной транспортной схемы».

Большинство русских колонистов собирают средства для поездки на Материк. Продолжительность отдыха для солидности удваивают: отпускное бьеннале празднуют четыре-пять месяцев летом, в Астраханской или Краснодарской губерниях. Через несколько лет заполярных трудовых будней получают квартиру в Новгородской или Воронежской землях, и вот только там начинается понятное нам течение жизни.

Нужен особый строй души, чтобы поездка на край страны не обернулась разочарованием, нужна особенная сила, чтобы выстоять в своей правде, построить иную жизнь. Иную, потому что прежним ваш путь на Чукотке уже не будет - эта земля сильно отличается от той, где исконно жил русский человек.


Новое миссионерство

Людей воцерковленных тоже мало, можно сказать, что их нет. Церковная жизнь начата недавно, в большинстве поселков, построенных в порыве советского освоения Севера, храмы не предусмотрели. Десятилетнюю историю чукотского православия можно называть новоначальной, она, подобно отроку с чистой неискушенной душой, говорит честно и открыто, порою не к месту и совсем не вовремя, иногда не понимает, почему ее вопросы остаются безответными, почему в ее адрес столько иронии и кривотолков.

Окраинное положение многим определяет строй жизни молодой епархии. За редким исключением, сюда попадают люди странной извилистой судьбы. Часть священников и клира настроены радикально, но все они, по-своему замечательны. С них другой спрос, эти люди выживают в трудных, часто страшных, условиях. Некоторые признаются, что перед окончательным решением о переезде, там – на Материке, они знали, что будет непросто, но что настолько – никто не мог вообразить!

Многие батюшки служат в брошенных поселках, где к храмикам, перестроенным из аптеки или магазина, со всех сторон подступают совершенно пустые кварталы домов с заколоченными ржавой жестью окнами. На улице и в подъездах валяются пьяницы, через которых перешагиваешь, спотыкаешься, из соседних дверей доносится матершинная брань, - очень трудно оставаться человеком в таком окружении. В некоторых храмах не набирается и десятка прихожан, священник, чтобы выжить, вынужден устраиваться на светскую службу.

А с другой стороны, именно этими условиями привлекательна Чукотка. Игумен пока единственного женского монастыря на Чукотке - Илия, признался, что здесь как раз та обстановка, о какой он молился и какую искал все прошлые годы монашества:

«Всю жизнь мечтал жить в бедном монастыре. Монах дает обет нестяжания не только, чтобы не иметь заботы о лишнем. Важно не надеяться на силу человеческую. С деньгами и запасами больше искушений, нету должного упования на Промысел Божий, труднее сохранить веру живой. Когда нет средств и неоткуда им появиться, остается одно – уповать на милость Господа. И знаете, по милости своей никогда Господь не оставляет. Такая жизнь для меня значительнее».

Исконный для русского священника спор о распределении воли Божией и человеческой, здесь, как и везде, решается в пользу воли архиерея. Как правитель владыка Диомид уверенно стоит рядом с коллегами по цеху, но как монах он действительно живет редкой для его сана аскезой: в храм ходит пешком, служит каждый день в священническом облачении: крестит, отпевает, освящает. Иногда, говорят, владыку можно увидеть рядом с храмом в робе с киркой или лопатой на строительстве будущего монастыря. На Чукотке отношения между людьми короткие. Личина здесь быстро становится очевидной.

Миссионерские хлопоты по воцерковлению чукчей-эскимосов давно отодвинуты в сторону. Недолгий и малопродуктивный опыт православных священников в этом деле потихоньку превращает чукотское миссионерство в подобие общественной нагрузки, обязательной строчкой в годовом отчете. Чучей воцерковлять трудно и часто бесполезно, но и в этой печальной истории есть свои плюсы: вымирающий народ здесь играет роль своеобразного буфера, черты, которую русский колонизатор вольно или невольно соблюдает. Вопиющие картины смерти и распада консолидируют людей вокруг добрых начинаний. На Чукотке важнее и осмысленнее работать с русскими, которых еще можно и должно спасать. Тем более, что существенная часть новоприбывших видит Чукотку своим домом и не собирается отсюда уезжать.


Последние

Общинный уклад жизни чукотского населения не сумел приспособиться к новой власти. О чукотской культуре пишут только в книжках. Институт семьи был разрушен за годы советской власти. Детей тогда насильно увозили в интернаты, жили они там по 10 месяцев в году, учились тому, что, по большей части, дальше не понадобится. На каникулы ребятишек возвращали в тундру, где они уже не чувствовали себя дома.

В тундре живут иначе, нет городской межи работы и досуга, разделения обязанностей, - человек здесь умеет все: бросить гарпун, снарядить лодку, поставить и снять сети, починить мотор. После школы чукотские подростки приезжают другими, тундра становится для них чужой, возвращаясь домой, редкие находят в себе силы жить единственно возможным, спасительным для местного населения, традиционным укладом.

В последние годы гибель, вырождение коренных народностей Чукотки стали необратимыми. Чтобы сохраниться человеком, нужно иметь большую силу. Когда твои дети в постоянном общении с алкоголиками, а многие из них – сверстники, бесчисленная и неизменно пьяная родня, которой вы не можете отказать в помощи. Остается одно – уехать из поселка. Если есть деньги. Но это «если» здесь многого стоит. Проще студентам, многие сейчас учатся в Анадыре, единственным городом на Чукотке, им легче там найти работу и устраивать жизнь по-новому.

Здесь я часто вспоминал фильм Отара Иоселиани «И стал свет» (Et la lumiere fut), особенно сцену в конце, где жалкие негритята распродают своих божков на городском базаре. Некогда славную подвигами и легендарным двухсотлетним сопротивлением русской колонизации - чукотскую историю теперь не вспоминают. Родной язык помнят 80-летние старики, русский – единственное местное наречие, именно наречие, чукчи его страшно коверкают: без склонений, инфинитивами, с тем самым анекдотическим акцентом («Чукча один и Путин один», «медведь ходит – чукча слышит, чукча ходит - медведь слышит»).

И хотя пантеон палеоазиатов достаточно развит, на сувенирном развале вам неизменно предложат легендарного Пеликена – маленького пузатого божка, которого в середине 50-х годов придумал предприимчивый канадец Билли Ген. Несмотря на короткую историю и сомнительное происхождение, Пеликен уверенно заправляет сувенирно-фестивальными мероприятиями на всей Чукотке и Аляске.

Константин Дьячков


1 [рейтинг: +3] Проголосовало: 5
14 сентября 2007 года Тундра между Лавренития и Лорино





2 [рейтинг: +5] Проголосовало: 7
сентябрь 2007 года Бухта Провидения





3 [рейтинг: +9] Проголосовало: 8
Чай на Лоринских ключах
сентябрь 2007 Лоринские горячие ключи, Чукотка
Чай на Лоринских ключах




4 [рейтинг: +8] Проголосовало: 8
Останки китов
сентябрь, 2007 год поселок Нунямо, Чукотка
Останки китов




5 [рейтинг: +2] Проголосовало: 6
Охота на моржей
сентябрь 2007 побережье у поселка Пинакуль, Чукотка
Охота на моржей
Чукчи до сих пор не утратили навыки охоты на морского зверя. Моржа загоняют, вонзая в него три-четыре гарпуна с большими поплавками; когда зверь истекает кровью, устает от погони и висящих на нем гарпунов, его расстреливают из винтовок.



6 [рейтинг: +5] Проголосовало: 8
Лоринская детвора
сентябрь 2007 года поселок Лорино, Чукотка
Лоринская детвора




7 [рейтинг: +20] Проголосовало: 14
Брошенные дома в поселке Провидения
поселок Провидения, Чукотка
Брошенные дома в поселке Провидения
Две трети жилых домов в поселке пустуют. Отопление выключено, окна забиты железом. В некоторых иногда селятся чукотские семьи. Обычно они себе выбирают площадку на верхнем этаже. Пробивают дыру в потолке для костра, нужду справляют в соседних квартирах. Весной, когда в подъезде начинает нестерпимо пахнуть, они перебираются перебираются в следующий.

За время перестройки более половины российских контрактников бежали отсюда от голода и холода (были случаи, когда среди зимы заканчивалось топливо и тепло отключали) в европейскую часть страны. За последние десять лет население Чукотки сократилось более чем вдвое.




8 [рейтинг: +18] Проголосовало: 14
Освящение креста
поселок Угольные Копи, Чукотка
Освящение креста




9 [рейтинг: +16] Проголосовало: 11
Воскресная школа в Михайловской церкви и
сентябрь 2007 года поселок Лаврентия, Чукотка
Воскресная школа в Михайловской церкви и




10 [рейтинг: +3] Проголосовало: 4
настоятель Михайлоской церкви - отец Михаил Цапок с лоринскими детишками
сентябрь 2007 года поселок Лорино, Чукотка
настоятель Михайлоской церкви - отец Михаил Цапок с лоринскими детишками




11 [рейтинг: +7] Проголосовало: 6
отец Владимир благословляет своих прихожан
сентябрь 2007 года поселок Угольные Копи, Чукотка
отец Владимир благословляет своих прихожан




12 [рейтинг: +2] Проголосовало: 4
Истихедская коса
сентябрь 2007 года побережье Берингова моря близ поселка Урелики, Чукотка
Истихедская коса




13 [рейтинг: +12] Проголосовало: 10
Военнное кладбище в Уреликах
сентябрь 2007 года поселок Урелики, Чукотка
Военнное кладбище в Уреликах
Позади Урелики – военный городок одной из крупнейших когда-то военных баз на Чукотке. Сейчас там пустые полуразрушенные дома. Через залив виден поселок Провидения. В нескольких километрах слева на горе Беклемеш мощнейшая когда-то на российском Дальнем Востоке радарная станция. Все брошено, разбито и разграблено. Уцелело одно кладбище.



14 [рейтинг: +11] Проголосовало: 7
Отец Леонид Цапок и матушка Ксения готовят чай для гостей
Лоринские горячие ключи, Чукотка
Отец Леонид Цапок и матушка Ксения готовят чай для гостей




15 [рейтинг: +3] Проголосовало: 5
Лоринские ездовые собаки
сентябрь 2007 года поселок Лорино, Чукотка
Лоринские ездовые собаки
Слева недоеденная голова гренландского кита



16 [рейтинг: +7] Проголосовало: 7
сентябрь 2007 года поселок Лорино, Чукотка





17 [рейтинг: +8] Проголосовало: 9
Бухта Эммы
сентябрь 2007 года поселок Провидения, Чукотка
Бухта Эммы




18 [рейтинг: +5] Проголосовало: 6
сентябрь 2007 года поселок Лорино, Чукотка





19 [рейтинг: +5] Проголосовало: 6
Рейсовый автобус в Провидения
сентябрь 2007 года аэропорт Урелики, Чукотка
Рейсовый автобус в Провидения




20 [рейтинг: +5] Проголосовало: 7
Ветер на Беклемешке
сентябрь 200 гора Беклемеш, Чукотка
Ветер на Беклемешке
Игумен Илия (Емпулев) - настоятель женского монастыря во имя свт. Иннокентия Московского в Провидения. Известный церковный диссидент, по-настоящему мужественный человек, крепкой глубокой веры.

Его внутреннюю тишину, невиданный мною в людях покой и ясность ума было не перебить. Отвечает исключительно на те вопросы, которые вы ему задаете. А не спросите, так и будет молчать.

Правая рука Владыки Диомида.



21 [рейтинг: +2] Проголосовало: 6
Молитва перед трапезой
сентябрь 2007 года поселок Провидения, Чукотка
Молитва перед трапезой




22 [рейтинг: +6] Проголосовало: 8
Игумен Илия (Емпулев)
бухта Провидения, Чукотка
Игумен Илия (Емпулев)
Настоятель пока единственного женского монаятыря на Чукотке



23 [рейтинг: +6] Проголосовало: 8
Остатки сооружений береговой обороны армии Рокоссовского
сентябрь 2007 года бухта Провидения, Чукотка
Остатки сооружений береговой обороны армии Рокоссовского
В конце сороковых здесь ждали американцев. Прямо по курсу, в 30-ти километрах, о.Св. Лаврентия (США)



24 [рейтинг: +4] Проголосовало: 6
Вид на бухту Провидения
сентябрь 2007 года бухта Провидения, Чукотка
Вид на бухту Провидения




25 [рейтинг: +4] Проголосовало: 5
Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней авиации
сентябрь 2007 го аэропорт Анадыря, Чукотка
Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней авиации
Духовник воздушных сил

Если вы вписаны в церковную систему, первым человеком, с кем заговорите, сойдя с трапа самолета в Анадырском аэропорте, будет он - отец Владимир, настоятель храма во имя Почаевской БМ в Угольках.

Встречает, селит в храме, кормит, отвозит в аэропорт, сажает на пограничника (погрансамолет с Камчатки, облетает регулярно заставы на Чукотке), денег строго не берет ("Что, думаешь у батюшки денег нет!?"), в магазин не пускает ("Еды мало у батюшки, что ли?) и от бензина отказывается ("Хватит нам бензину!").

Нраву отец строгого, живет без паспорта (сжег), что совершенно в струе тамошнего церковного согласия (про беспапортных отцов чуть позже), чтит все русское и про другое, когда чувствует, что не в тему, не говорит. В любви к Отчизне есть нестроения, но, в целом, характером батюшка тверд.

На стене трапезной висит юбилейный календарь Дальней авиации за 95 год с 13-ю большими картинками прошлого и недавнего прошлого - его гостям показывают чуть не с порога. Отец Владимир - духовник двести какого-то (не военная тайна, забыл, да и не важно какого) Рязанского полка Дальней авиации. Это обстоятельство поясняет свет и надежду в глазах настоятеля храма в когда-то крупнейшем на Чукотке военном поселке Угольные Копи или, нынче, запросто - Угольках.

Заместо 25 тысяч служивого сословия на заре перестройки, нынче тут сотни полторы жителей из тех, кто не смог найти и, наверное, уже никогда не найдет, 50-ти тысяч рублей для переправы на Материк. Десятки пустых, пока не порушенных домов, разбитые улицы, вонь, грязища и разбитый МИГ на постаменте, - все, что осталось от когда-то передового бастиона нашей доблестной армии.

"Поехали смотреть как 78-й садится! В 17.30 ждут". Едем через КП, казармы, там сиротливо стоящая кучка солдат и полный разброд у командования. Говорят, что пограничник, если будет погода, пойдет завтра, а в то самое время этот пограничник выруливает на взлетную и летит в наш Лаврентий. Тоска рассеивается, когда 78-й таки садится и мы радостно грохочем нашим "уазиком" ему навстречу.

Ура! Тут же комсостав у наспех собранного пред кабиной стола подтверждает восторг долгожданной встречи тостами и величаниями, из самолета выкатываются грузовики, электростанции, арбузы и бананы и - впереди главное событие сегодняшнего вечера - Рыбалка! Вах, эскорт разномастных авто, накрытые на берегу залива столы, икра горою и натянутая для порядка сеть.

Штук пять полуметровых рыбин-таки поймали, зачем-то всучили в капающих кровью пакетах мне ("Ему в Москву, бери рыбу привезешь!"). Я сдуру пытаюсь объяснить, что ни "в", а "из", в ответ ко мне приставлен военный летчик, следить, чтобы не скромничал. Утром помню под холодильником лужу крови и, опять, эту вездесущую вонь.

Нравы подопечных порою тяжело сказываются на здоровье батюшки, но и в трудных ситуациях свою роль он соблюдает решительно. Молитва до и после, "не ругаца здесь мне!" и, конечно, "фу! курить прочь!". Заканчиваем часа в три ночи, когда на обратном пути буксуем и уверенно садимся на мосты в илистую жижу прям по кромке отлива. Начинается прилив. А ведь я кричал: "Батюшка! Мы в море едем!". Рядом в такой же засаде чавкает вызванный на подмогу с аэродрома "Урал": "Звони другому "Уралу"! Налли-вай!"

Отец Владимир, уныло оглядывая свою "буханку": "Видишь, Константин, вот они, настоящие человеки! Все понимают, что батюшка виноват, но ведь ни слова упрека. И не бросят здесь одного!". Правда, редкой доброты люди! Без иронии.

К отцу Владимиру летный люд расположен с искренней любовью и почтением ("Наш Батюшка!"): требы совершают только у него, возят крестить и освящать - опять его (на днях в Уссурийск на крещение летал), а сам отец, потом, отойдя, бесконечно говорит о славной нашей авиации, конструкторах и испытателях.

А по-другому здесь не бывает. Иначе, говорят, не выжить.

P.S. Денежки лучше-таки тихо опустить в церковный ящик, слишком уж спартанская обстановка в храме.

P.P.S. День рождения самолета - тоже праздник!



26 [рейтинг: +6] Проголосовало: 7
Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней Авиации
сентябрь 2007 года тундра на побережье Анадырского залива, Чукотка
Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней Авиации




27 [рейтинг: +3] Проголосовало: 5
Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней авиации

Отец Владимир - духовник Рязанского полка Дальней авиации



Поделиться в Facebook

[рейтинг: +17] Проголосовало: 3 | Назад в ленту


  • Chernov
    06.09.2007 05:10
    спасибо. очень гармоничный материал, мне кажется, хотя некоторые кадры, ИМХО, балансируют на грани совсем-банальности :). но всё равно чем-то меня лично цепляют.
    я вот только боюсь, а не перетемнили ли вы некоторые из них? смотрю сейчас на чуть подсевшем мониторе, в тенях ни-че-го не разобрать совсем. хочется совсем на немного, но высветлить, нет? я про 1,14.18,19,20,25,27.

    а вёрстку мы поправим, я думаю, вскорости. тогда и отправлю в жж-ленту.
    [присоединилось: +0] Ответить

    • konst_d
      06.09.2007 05:10
      Я готов редактировать материал, без проблем. Но сейчас я за бортом цивилизации, в распоряжении только свой ноут с проверенным монитором. Может чего сбилось, раньше было ок. Так вот на нем яркость уже чуть выше нормы, если увеличивать, то тени не появляются, там просто лезет белое зерно. Большая часть из указанных Вами работ и построена на провале в тенях - например, в первой для электронной версии использован запрещенный прием (грубо вытащены тени), за который надо без слов расстреливать на месте. Куда больше, мож ее просто убрать?

      Буду Вам признателен, сверьте пожалуйста с нормальным монитором, если и там окажутся провалы - исправлю. И, если не претит формату, могу подгрузить под фоты еще пару текстов.

      Про "совсем банальность" понимаю. В этом и состоят мои поиски, чтобы из фотографии убрать нарочитость, чтобы упростить ее до обыденного взгляда и в нем тогда показать маленькую трещину. Самая мистика-то в простом быте.
      [присоединилось: +0] Ответить

      • Chernov
        06.09.2007 05:10
        жк мониторы в принципе чуть высветляют тени, мне кажется. у меня-то тут трубочный. посмотрю на другом, обязательно.
        [присоединилось: +0] Ответить

    • photocorr
      06.09.2007 05:10
      А смысл? Я это уже постил в Полигоне ; )
      [присоединилось: +0] Ответить

      • Chernov
        06.09.2007 05:10
        смысл есть. ИМХО. :)
        [присоединилось: +0] Ответить

        • photocorr
          06.09.2007 05:10
          Да, разобрались уже=)

          Не по теме, но все-таки: а мне должны приходить оповещения об ответах на комменты по e-mail? Прост оне приходят =( Может надо что-то где-то настроить?
          [присоединилось: +0] Ответить

        • konst_d
          06.09.2007 05:10
          Если вы не видите разницу, то стоит это посетить третий раз, либо отвернуться, как от любой бессмысленной вещи :))
          [присоединилось: +0] Ответить

          • konst_d
            06.09.2007 05:10
            Если вы не видите разницу, то стоит это посетить третий раз, либо отвернуться, как от любой бессмысленной вещи :))
            [присоединилось: +0] Ответить

            • photocorr
              06.09.2007 05:10
              Вы наверное не верно меня поняли, но я уже публиковал большую часть этих снимков в Фотополигоне; и отнюдь не считаю их бесполезными (собственно по этому и публиковал ; )
              Я не вижу смысла в повторе просто...
              [присоединилось: +0] Ответить

              • konst_d
                06.09.2007 05:10
                Вы меня простите, наверное резко вышло. А история вопроса такова. Артем Чернов предложил мне сделать публикацию, когда она будет готова полностью. С текстом вышло только сейчас, я по его рекомендации здесь и запостил.

                Текст сплющила ваша верстка, в просмотровом окне при загрузке все-таки есть отбивки. + подзаголовки ..... Может посоветуете, как поправить?
                [присоединилось: +0] Ответить

                • photocorr
                  06.09.2007 05:10
                  Так бы и сказали сразу-то! Я ж не знаю о чем Вы с Артемом договаривались... Я только за всегда, если это будет интересно публике! =)
                  [присоединилось: +0] Ответить

                • Chernov
                  20.12.2008 01:09
                  как видишь теперь, смысл был :)
                  хотя я о нём тогда и не знал вовсе
                  [присоединилось: +0] Ответить

                  • konst_d
                    20.12.2008 09:04
                    да... я вот, на сам деле, думаю, что интересно с героями репорта нынче встретиться, почти все они были репрессированы РПЦ. Не смирились, подались в раскол, а, может, это уже и не интересно. Вообще, тема репрессий в РПЦ не на поверхности, завуалирована, а там ведь страшные вещи в епархиях происходят - в силу специфики организации это никогда не поднимется на поверхность.
                    [присоединилось: +1] Ответить

                    • Chernov
                      20.12.2008 10:23
                      да, конечно, это интересно
                      хотя от обращения Диомида у меня сложное впечатление

                      духовная жизнь на краю света вызывает огромное уважение. а запрет на паспорта и мобильники - прямо противоположные чувства. хотя главное даже не в этом. странная штука.
                      [присоединилось: +0] Ответить

                      • konst_d
                        20.12.2008 11:40
                        история про мобильники и паспорта Диомиду приписана, даже свои знаменитые воззвания он писал не сам. другой вопрос, что он их не оспаривал, ему казалось, что он держит вектор определенного настроения, а оттенки смысла не важны.

                        да ладно, Бг ему судья. Вот в гости зовут, рад бы, да дорого страшно
                        [присоединилось: +0] Ответить

                        • Chernov
                          22.12.2008 18:49
                          вектор мне понятен.
                          но вот оттенки эти как раз важны (для меня, и не меня одного, думаю).
                          [присоединилось: +0] Ответить

                          • konst_d
                            22.12.2008 20:15
                            Диомид выступил против экуменизма, коммерциализации церкви и слияния МП с гос-вом. Опасную дискуссию быстро перевели в плоскость мобильников и паспортов, так проще.
                            [присоединилось: +0] Ответить

                            • Chernov
                              22.12.2008 22:47
                              встретимся, поговорим. у меня ещё есть вопросы
                              [присоединилось: +0] Ответить

                      • Chernov
                        22.12.2008 18:47
                        а что происходит в епархиях?
                        [присоединилось: +0] Ответить

                        • konst_d
                          22.12.2008 20:24
                          думаю, РПЦ в ближайшие годы ждет новый раскол, уровень духовного разврата несовместим с традицией (или тем, что принято считать традицией).
                          [присоединилось: +0] Ответить

              • ABsent
                06.09.2007 05:10
                по мне - больно много. Много похожих.
                5, 9 - очень хорошие
                14, 16, 24 - тоже
                за текст спасибо
                [присоединилось: +0] Ответить

              • 18.01.2010 20:47
                Вы совершаете подвиг сохранения этих краев истинно российскими.У меня с ними связаны первые детские воспоминания.Отец был командиром роты в 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Послеокончания войны служил в Нижнеудинске, а потом в Уреликах.Помню шикшу на зеленой горке, полянки,заросшие венериным башмачком, нерп,слушающих музыку в клубе,митинг под вьюгой в день смерти Сталина,сугробы, заметающие одноэтажные дома на 4 квартиры для семей офицеров. Помню,как провожали пароход с папиными однополчанами-солдатами фронтовиками, которые демобилизовались только в 53-м.А нас перевели в Волченцы под Сучаном в 54-м.Мне было тогда 7 лет.
                [присоединилось: +0] Ответить

                • 12.02.2010 17:02
                  Спасибо большое за то что Вы делаете для людей в это тяжелое время. Просмотрел фото сердце обливается слезами, в 1985г в этих местах все было по другому.Большое спасибо за фото.
                  Геннадий
                  [присоединилось: +0] Ответить

                  • 17.06.2010 21:21
                    очень красивые фото. Я на Чукотке (п. Угольные Копи) можно сказать недавно с 2003 года, но могу сказать это волшебный край во всех смыслах. Сейчас Чукотка стала современнее и краше, многое от ремонтировали, покрасили, построили, но в большинстве своем она все такая же дикая и разгромленная. Офицеры съехали, дома опустели, потом их стали опустошать, снимая все что можно унести домой, ну впрочем на некоторых кадрах это видно.
                    [присоединилось: +0] Ответить